"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім Ақкөл лесхоз ауылының "Мичурин атындағы негізгі орта мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа имени Мичурина села Аккольский лесхоз отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»
Беседа по профориентации для учащихся 9-го класса
«Выбор профессии – дело серьезное».
Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального самоопределения, расширить знания учащихся о профессиях.
Задачи:
1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;
3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;
4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Ход работы.
1.Вступительное слово.
Я рада приветствовать вас, дорогие учащиеся!
Начнем нашу беседу с разгадывания «Загадки о профессиях»
(Загадки загадывают учащиеся и психолог)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров,- разрешит погулять. (Доктор)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)
Он учит детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (Артист)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник)
Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить
по утрам на работу. (Водитель)
Шью я куртки и штаны
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я …. (Портниха)
Ребята, сегодня на нашем занятии мы поговорим о выборе профессии, узнаем условия необходимые для правильного выбора профессии, постараемся выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Ведь выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Уже очень скоро и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в этом выборе. Тема нашего занятия «Выбор профессии – дело серьезное» (на доске). Эпиграфом урока являются слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.»
2. Что же такое профессия?
Профессия - это трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.
Основная часть.
Психолог: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе - "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
3. Тренинговое упражнение «Рука судьбы».
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Психолог предлагает взять, не глядя, из коробочки листочек, на котором написано название какой-то профессии. Далее участник разворачивает листочек и с уверенностью говорит: «Я хочу стать…» и читает, что написано на листочке.
Психолог. Совпали ваши желания с тем, что вы вытянули? Почему?
Учащиеся отвечают на вопрос и должны прийти к выводу, что выбор профессии не должен быть случайным.
Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии. Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
слайд "хочу» профессия должна приносить радость и доход;
слайд "могу» у человека должны быть способности и возможности;
слайд «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
Обращение внимания к надписи: «Хочу»
Хочу, что это? (ответы) Это: интересы, мечты о профессии, склонности.
Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).
Психолог. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход (читают вслух).
Обращение к надписи «Могу»
Что же такое «могу»?
Могу - это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).
Психолог. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь. Значит: у человека должны быть способности и возможности.
Обращение к надписи «Надо»
Как вы думаете?
Надо – это потребность общества в данной профессии.
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).
Психолог: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее. Получается:
профессия должна быть востребована на рынке труда.
Я предлагаю послушать вот такой разговор, который часто можно услышать от выпускников школы.
Инсценировка "Выбор профессии":
Виктор: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?
Арина.: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Полина?
Полина: А я пойду дальше учиться в многопрофильный техникум - он рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.
Витя: Я вообще не знаю. Куда возьмут, туда и пойду.
Паша: А мои родители хотят, чтоб я стал, как и они, строителями. А у тебя как, Валера?
Валера: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!
(Учащиеся обсуждают ситуацию).
Психолог.
Вопросы-подсказки: все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия? Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковое, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Знает ли Арина, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Арины в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
У Полины? Почему? Если она переедет в другой город?
А знает, ли чего хочет Паша? Чей это выбор?
А что вы можете сказать про Валеру? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.
Чтобы вы посоветовали Арине, Полине и Паше?
Примерные ответы детей:
— Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
Вопрос к ученикам: - Ребята, скажите пожалуйста как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?
Профессионал! (на доске)
-Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?
На доске: Высокая работоспособность Исполнительность
Ответственность Организованность
Дисциплинированность
(Ответы детей).
Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? (да). Почему?
Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».
От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Послушайте маленькую историю:
«Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".
Обсуждение ситуации:
Я предлагаю поиграть в игру «Изобрази профессию»
Сейчас вы получите карточки с названиями профессий. Вам необходимо объяснить без слов, жестами, профессию так, чтобы другие ребята поняли, что за профессию вы изобразили. (предлагаются профессии: повар, парикмахер, маляр, шофёр, уборщица, швея, врач, доярка, дворник)
Психолог. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
«Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством
«Человек-техника» - все технические профессии
«Человек-человек»- все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей
«Человек - знаковая система»- использование различных знаковых систем
«Человек - художественный образ» - различные виды художественно - творческого труда
Давайте назовём профессии, относящиеся к каждому типу и наклеим на доске под каждым типом.
Ответы детей:
1.Растениеводы, животноводы, кролиководы, пчеловоды, цветоводы, лесники, работники зоопарков и т. п.
2. Водитель, слесарь, строитель, автослесарь, сантехник., обувщики, работники текстильной промышленности (швеи, портные, закройщицы) и т. п,
3. Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, социальные работники.
4. Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус, почтальон, телеграфист и т. п.
5. Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф, резчик по дереву и т. п.
Итак, кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально - особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.
веселая игра “Правильно, неправильно. Он – она”.
1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)
2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)
3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)
5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)
6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)
7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стречница.)
8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)
9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)
10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)
Подведение итогов:
- Наша беседа подошла к концу. Что же вы узнали сегодня? (ответы детей).
-Какие три условия надо соблюдать при выборе профессии?
-Профессионал – это…?
- Какими качествами должен владеть профессионал?
- вы познакомились с профессиями, узнали какие условия необходимо соблюдать для правильного выбора
Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения.
Профессий много есть на свете
Но выбрать мы должны лишь ту
Что всех дороже нам на свете
Чтоб посвятить себя труду.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.